Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.02.2024 / 13:57:19
Мир музыки и жизнь Мухтара Ашрафи в доме-музее его имени«У меня счастливая судьба. Я много работал, как депутат, как член правления Союза композиторов, много писал, изучал искусство других народов. Я счастлив, что дожил до расцвета узбекской симфонической музыки, вокального и хореографического искусства» – эти слова принадлежат выдающемуся дирижеру, композитору, педагогу, музыкально-общественному деятелю Мухтару Ашрафи. Его многогранная деятельность была отмечена многими высокими званиями: народный артист СССР, лауреат Государственных и Международных премий имени Дж. Неру и Г. А. Насера, обладатель многочисленных орденов и медалей. Он навечно вписал свое имя в историю музыкального и театрального искусства Узбекистана, оставшись для многих непревзойденной, яркой и уникальной личностью. Для Ашрафи мира вне музыки не существовало. Она была его душой, смыслом его жизни. А он был ее триумфатором. Судьба отпустила ему всего лишь 63 года, и эта жизнь до краев была наполнена любимой работой и служением Отчизне. Он оставил огромное музыкальное наследие, вместившие симфонии, музыкально-сценические произведения (оперы, балеты, музыкальные драмы), кантату и ораторию, камерно-инструментальную и камерно-вокальную музыку, песни для солиста, хора и оркестра, музыку к кинофильмам. А в 1982 году в квартире, где жил и работал Мухтар Ашрафи на протяжении последних 10 лет своей жизни (с 1965 по 1975 годы), был открыт его замечательный дом-музей, в котором на днях я побывала со своими студентами-музыковедами. Музей удобно расположен – в центре города, недалеко от метро, на массиве Буюк Ипак Йули (бывший Ц-1), 15/25, в котором я была много раз. И мне очень хотелось погрузить своих выпускников в мир того времени, когда жил и творил Мухтар Ашрафи, творчество которого они проходят по истории узбекской музыки, чтобы они имели представление о нем в целом. Нам очень повезло. На пороге нас радушно встретила директор музея Н. К. Гунова, которая бережно хранит все, что связано с маэстро, включая его богатую библиотеку, состоящую из книг по истории, философии, музыке, справочных и энциклопедических изданий, художественной литературы, книжных опусов на иностранных языках. Она же провела экскурсию, рассказав много интересного и о Мухтаре Ашрафовиче, и об экспонатах музея, предварительно представив нашему вниманию небольшой документальный фильм о нем, который мы посмотрели с нескрываемым интересом. А потом началась увлекательная экскурсия, в ходе которой Наталия Константиновна рассказала студенчеству, что Мухтар Ашрафович был человеком высокой духовной культуры, представителем лучшей части истинной интеллигенции. Будучи высокообразованным человеком, он владел одиннадцатью языками. Он был истинным джентльменом и выглядел так, как должен был выглядеть ректор консерватории, художественный руководитель и главный дирижер ГАБТа имени А.Навои, профессор музыки. А на концертной эстраде и за дирижерским пультом театра маэстро всегда появлялся во фраке и бабочке. Дирижируя, он становился частью сочинения. А дирижировал Мухтар Ашрафович не только в Узбекистане, но и в России, Египте, Индии, Европе – и везде был успешен. Наталия Константиновна познакомила нас с интересной мемориальной частью музея, которая характеризует повседневную жизнь Мухтара Ашрафовича, с обстановкой комнат, как при его жизни, а также предметами быта, которыми он пользовался. Здесь есть и личные вещи композитора, музыкальные инструменты, фрак, сувениры. Другая часть музея посвящена творчеству выдающегося музыканта, его самым известным произведениям, которые были созданы в этой квартире: «Тимур Малик», «Амулет любви», «Сказание о Рустаме» и другим. Здесь хранятся рукописи, первые издания произведений, книга воспоминаний, личный архив, документы и фотографии, афиши и нотные записи, а также рояль, который был подарен композитору за создание «Героической симфонии». Запомнился и очень душевный кабинет маэстро – казалось, что его хозяин, отложив ручку и сняв очки, ненадолго вышел. Есть здесь и музыкальный салон, где проводятся выставки и камерные концерты. Переходя от одной экспозиции к другой, студенты, словно завороженные, слушали рассказ Н. К. Гуновой о том, как Ашрафи дважды возглавлял Ташкентскую консерваторию: первый раз с 1947 по 1961 годы, во второй – с 1971 – 1975-й, а его административная деятельность не знала отдыха. Он помнил обо всем, и поспевал всюду. Причем он не только знал каждого студента в лицо, но и его нужды, увлечения и слабости. Мухтар Ашрафович любил и ценил талант во всех его проявлениях. Интересно, что и за пределами консерватории он неизменно искал молодых, талантливых исполнителей, стараясь привлечь их к участию в различных концертах и постановках, внимательно следя впоследствии за их развитием. В ходе экскурсии Наталия Константиновна рассказала и о тридцатилетней педагогической деятельности Мухтара Ашрафовича, воспитавшего целую плеяду замечательных музыкантов, создав крепкую дирижерскую школу Узбекистана. Об Ашрафи-педагоге сохранилось немало воспоминаний и свидетельств современников. В них ярко отражен его недюжинный педагогический талант. Этой сфере деятельности профессора посвящен отдельный стенд, с которого «смотрят» на посетителей музея его ученики: Абдугани Абдукаюмов, Дильбар Абдурахманова, Гани Туляганов, Куванч Усманов, Владимир Неймер, Сулейман Шадманов, Батыр Расулов, Эльдар Азимов, Фазлиддин Якубджанов, Фарук Садыков и другие. Они относились к нему с уважением: большой человек, мастер, много сделавший в профессии. Переоценить вклад Ашрафи в развитие дирижерского искусства Узбекистана, как, впрочем, музыкального и театрального, невозможно. Время нашей экскурсии пролетело незаметно. Было получено много интересной и познавательной информации. Если вы там еще не были – постарайтесь побывать, не пожалеете! Что касается моих подопечных, то они сюда обязательно вернутся!
Инесса Гульзарова, профессор кафедры истории музыки и критики ГКУз
|
|