Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
16.10.2020 / 12:14:50

Светлой памяти Учителя


Имеющая прочный фундамент и многолетнюю историю, фортепианная школа Узбекистана представлена именами замечательных педагогов, воспитавших не одно поколение талантливых пианистов. Естественно, что каждый педагог имеет свои принципы, разработанную на основе многолетнего опыта свою методическую систему, вкладывает в своих учеников творческую энергию, огромные силы и знания. Одним из таких педагогов была Дильбар Хикматовна Данияр-Ходжаева (1938-2008) – и.о. профессора кафедры «Специального фортепиано», в классе которой мне посчастливилось заниматься в РССМШИ имени В.Успенского, а затем до ее кончины и в Государственной консерватории Узбекистана.

Дильбар Хикматовна родилась 16 октября 1938 года в Ташкенте.  С 1946 по 1956 гг. она училась в средней школе №80 имени Я.Свердлова, и параллельно в музыкальной школе-десятилетке имени В.Успенского, которую окончила на отлично. Далее  последовали годы учебы в Ташкентской консерватории (1956-1961 гг.) в классе замечательного педагога Зельмы Шмарьевны Тамаркиной – выпускницы Ленинградской консерватории (класс профессора П.Серебрякова), где талантливая студентка проявила себя организованной, трудолюбивой, обладающей высочайшей культурой музыкантом. А в 1957 году она стала лауреатом первой степени на Республиканском фестивале узбекской молодежи.

Дильбар Хикматовна Данияр-Ходжаева была одной из первых пианисток, поступивших в аспирантуру Ташкентской консерватории, которая открылась в 1961 году. Ее руководителем был самобытный музыкант, внесший огромный вклад в развитие фортепианного искусства  Узбекистана – Анатолий Маркович Геккельман (выпускник Ленинградской консерватории профессоров С.Савшинского и П.Серебрякова и аспирантуры под руководством профессора Московской консерватории Г.Нейгауза). Являясь ученицей крупнейших музыкантов-педагогов, Данияр-Ходжаева стала продолжателем традиций Ленинградской и Московской фортепианных школ в Узбекистане.

Дильбар Хикматовна запомнилась мне Человеком с большой буквы, чутким и внимательным педагогом-психологом, излучавшим свет и дарившим тепло как ученикам, так и коллегам. На занятиях с нами она была исключительно выдержана, никогда не раздражалась и не повышала голоса. Дильбар Хикматовна довольно кропотливо относилась к каждому занятию. Бывало, если кто-нибудь приходил на урок неподготовленным, она, абсолютно спокойная, не жалея ни сил, ни времени, тщательно работала над мельчайшими деталями того или иного фортепианного опуса.

На уроках она очень много играла сама, вдохновляя и заражая нас своим одухотворенным исполнением. Дильбар Хикматовна проникновенно играла произведения Х.Азимова, Б.Гиенко, Х.Изамова, А.Литвинова, Д.Сайдаминовой и других композиторов Узбекистана, призывая  и своих учеников к изучению лучших образцов отечественной фортепианной музыки, будь то Новелла В.Успенского, «Розовая сонатина» Г.Мушеля, Токката Х.Изамова или Баллада Х.Азимова.  Будучи скрупулезной к прочтению авторского текста, она тщательно работала над каждой фразой, внося на уроках детальные пометки в нотах.

Большое внимание Дильбар Хикматовна уделяла работе над звуком и образным содержанием, с невероятной настойчивостью добиваясь теплоты звучания и искренности исполнения. Параллельно с основной задачей, которую она ставила перед собой, – проникновением в художественный образ – последовательно решалась задача техническая. Но техника как таковая, вне общезвуковых задач, виртуозность с внешними эффектами ее отталкивала. Она ценила в исполнителе чувство меры и хороший вкус.

Особое внимание Дильбар Хикматовна уделяла работе над полифонией, утверждала, что полифония развивает логическое мышление и интеллект, так как каждый голос в ней имеет самостоятельную структуру, развитие, ведущее значение. Она рекомендовала разбирать по отдельным голосам и вслушиваться в мелодическую линию каждого из них.

При изучении какого-либо музыкального опуса она обязательно ставила перед учеником задачу теоретического анализа исполняемого сочинения. Особенно незабываемыми были моменты, когда она комментировала какое-нибудь музыкальное произведение,  красочно рассказывала о композиторском стиле и его почерке, исторической эпохе и приоритетных эстетических направлениях, обязательно снабжая учеников соответствующей литературой и аудиозаписями.

С целью обобщения своего большого педагогического опыта, Дильбар Хикматовна написала ряд научно-методических работ, посвященных анализу, вопросам интерпретации, образной сфере фортепианных произведений композиторов Узбекистана. Так, в одной из них она отмечает: «На исполнителях лежит большая ответственность – выявить глубину музыки, отчетливо  раскрыть в сочинении контрасты, осмыслить психологические нагрузки, которые несет данное произведение, определить все смысловые контуры, найти в каждой фразе логические кульминации, не терять внутреннего ритма исполняемой вещи». Одной из главных педагогических целей Данияр-Ходжаевой являлось воспитание всесторонне развитого музыканта- художника.

Дильбар Хикматовна была для нас не только замечательным педагогом, но и близким другом. В ее отношении к ученикам всегда чувствовалась теплая и нежная материнская забота. Будучи сама матерью четырех детей, любимой бабушкой своих внуков, она находила время и возможность поговорить с учениками о житейских проблемах, подсказать, помочь. Поэтому и мы делились с ней всем, что нас волновало на тот момент. С удивительной чуткостью она замечала малейшие душевные переживания в каждом из нас, видела способность ученика к тому или иному виду деятельности и могла деликатно направить в нужное русло. Именно Дильбар Хикматовна в далекие студенческие годы посоветовала мне серьезно заняться музыкальной критикой, пробудив интерес к изучению таинств музыковедения.

Вот уже двенадцать лет с нами нет нашего любимого педагога – натуры тонкой, поэтичной, являвшейся для нас олицетворением сердечности и мягкости. Она всегда говорила тихим голосом, но при этом решительно, будь то в классе, наедине с учеником или в большой аудитории, при скоплении людей. У нее были большие вдумчивые глаза, полные душевной глубины. В этом кристально чистом, искреннем, доверчивом взгляде отражалась вся сложность богатейшей душевной жизни и мудрая собранность. Несмотря на внешнее спокойствие и сдержанность, она обладала большим темпераментом и незаурядной энергетикой.

Удивительно, как имея большой дом и семью, роскошный сад, немалое количество учеников-школьников и студентов, Дильбар Хикматовне всегда удавалось оставаться бодрой и полной сил, оптимистичной и отзывчивой. А такие качества, как скромность, порядочность, жизнелюбие, доброжелательность она сохранила до последних дней своей жизни.

Дильбар Хикматовна всегда была в движении, в творческом пути, оптимистична, благородна и добра.  Именно такой она и осталась в памяти тех, кто когда-либо общался с ней. Сегодня ее творческие принципы продолжают жить и развиваться в деятельности ее учеников (Ирэна и Алина Вахабовы, Ширин Ибрагимова, Фарида Абдурахманова, Айгуль Мирзарахимова, Шахло Арипова, Александр Вишневский, Гулнара Мирзаходжаева, Светлана Садуллаева, Надира Абдулазизова,  Гузаль Арипова, Тамара Тимурова, Сауле Джабаева и др.), передающих заветы любимого педагога молодому поколению.

 

Феруза Мухамедова, доктор философии (PhD) по искусствоведению,
старший преподаватель Государственной консерватории Узбекистана.
Фото из архива семьи Д.Х.Данияр-Ходжаевой

 





Другие материалы рубрики

02.10.2020 / 20:09:36

Настоящее искусство – вечно

Кадыр Муминов–знаменитый балетмейстер, педагог-хореограф, легендарный артист. Закончил классическое отделение Ташкентского Хореографического, а затем ГИТИС в Москве. Воспитанник ансамбля песни и танца "Шодлик", в настоящее время художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного Ансамбля песни и танца "Узбекистан" Далее...

01.10.2020 / 20:12:27

В Государственной академии хореографии Узбекистана состоялась Международная онлайн научно-практическая конференция

Главная тема состоявшегося основательного и конструктивного разговора "Перспективы культурного сотрудничества народов Центральной Азии". При этом отмечалось, что это жизненная необходимость и только развивая тесное, плодотворное сотрудничество можно добиваться успеха в этом важном деле Далее...

22.09.2020 / 12:17:53

Профессор Фируза Абдурахимова. Слово о наставнике

Заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного камерного оркестра народных инструментов "Согдиана" Фируза Абдурахимова преданно служит искусству, отдавая всю себя без остатка Далее...

22.09.2020 / 12:13:31

В Грозном состоялся Международный фестиваль-конкурс танца имени Махмуда Эсамбаева

В нем приняли участие представители 22 регионов Российской Федерации и 10 стран мира, в их числе представители; Болгарии, Египта, Сербии, Белоруссии, Грузии, Украины, Южной Осетии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана Далее...

20.09.2020 / 19:27:41

Концерт великого грузинского композитора Гия Канчели в Ташкенте в 2002 году: как "играть, слушая тишину"

Когда весной 2002 я узнал, что в Ташкент прилетает выдающийся грузинский композитор Гия Канчели, очень обрадовался и задался целью подготовить сюжет для телепрограммы "Ахборот", где тогда работал. В соответствии с программой фестиваля, сначала в только что отстроенной неподалеку от телевидения консерватории должна была состояться творческая встреча Канчели со студентами и преподавателями, а потом – концерт из его произведений в зале театра "Ильхом"... Далее...





22.11.2024 / 21:03:22
В Галерее Академии художеств Узбекистана состоялась церемония открытия выставки картин студентов Международного Вестминстрского университета в Ташкенте - (МВУТ)"Мастерство и вдохновение"
 
18.11.2024 / 23:53:49
"Новый взгляд"-так называется юбилейная персональная выставка Ибрагима Валиходжаева, представленная в Центральном выставочном зале Узбекистана. И это именно так
 


15.11.2024 / 21:10:26
Московский педагог проводит мастер-классы для актеров Русского драмтеатра Узбекистана
 
15.11.2024 / 17:18:00
Одним из самых впечатляющих спектаклей , показанных на сцене ГАБТа им. А. Навои , стала опера Джузеппе Верди "Травиата" в постановке народного артиста Узбекистана Феруддина Сафарова
 


21.11.2024 / 11:28:03
В Ташкенте проходит фестиваль французского кино
 
19.11.2024 / 15:13:51
Успех узбекских кинематографистов .Фильмы узбекских кинорежиссеров получили высокую оценку на прошедшем в Туркменистане IV кинофестивале "Куркут ота".
 


24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 
23.11.2024 / 05:35:11
6,5 миллиона туристов в Узбекистане: красивая цифра или манипуляция?
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте